Дата создания материала: 21.12.2022 02:36
Рейтинг:

Как оптимизировать расход топлива грузовика

Содержание

Одна из ключевых эксплуатационных характеристик грузовиков – расход топлива на 100 км. Этот параметр не только определяет затраты на горючее, но и может сигнализировать о проблемах и неисправностях отдельных систем и механизмов машины. Характеристика сложная, она зависит от множества факторов, но учитывать ее необходимо, особенно при грузоперевозках на дальние расстояния. В этой статье расскажем об основных способах расчета и оптимизации расхода топлива.

грузовик

Виды топлива для грузовых автомобилей

Расход топлива, прежде всего, зависит от того, каким именно горючим заправляется данная модель грузовика. В большей или меньшей степени применяют следующие разновидности энергоносителей:

В этой статье мы расскажем, как рассчитать расход на грузовике только с дизельным топливом. Кроме того, существуют модели грузовых автомобилей, работающие на электричестве. Однако сегодня это крайне неудобный и затратный вариант. Даже не принимая во внимание стоимость электроэнергии, очевидно, что таким машинам требуется регулярная зарядка. Подобной инфраструктуры на российских дорогах нет – особенно на трассах Сибири и Дальнего Востока.

Нормативы и расчет расхода топлива

Как правильно рассчитать расход топлива на грузовике? Прежде всего, существуют нормативные значения потребления горючего. Они утверждены распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 года № АМ-23р, с последними поправками от 30 сентября 2021 года. Министерство юстиции, в свою очередь, письмом от 21 сентября 2009 года № 03-2609 предписало использовать нормативные показатели, установленные методическими рекомендациями Минтранса, «в целях организации эксплуатации транспортных средств». Несколько позиций из этого перечня:

Это усредненные показатели, полученные путем сопоставления реальных затрат топлива в разных условиях. На них можно и нужно ориентироваться, тем более что методические рекомендации Минтранса приводят для каждой марки по пять нормативных значений для разных условий. Но все равно реальное потребление в силу множества факторов может отличаться. Его придется считать. Существует два способа расчета расхода топлива грузовиком: эмпирический и теоретический.

Эмпирический (опытный) предполагает проведение тестового замера. Топливный бак заполняют до краев, а счетчик суточного расхода горючего обнуляют. Затем проезжают на машине от 100 до 150 км, снова заправляют бак до отказа, по чеку выясняют объем долива и делят его на фактическое число пройденных километров. Вычисления минимальны, обычно не нужен даже простейший калькулятор.

Теоретический (научный) способ основан на формуле (QH = Hsan*S + Hw*W) / 100 * (1 + D/100), где:

Существуют онлайн-калькуляторы для расчета расхода топлива грузовиком. В них только нужно ввести исходные данные и нажать кнопку «Рассчитать», причем есть и автоматический расчет, без кнопок. Такие программы выдают объем горючего на поездку или на 100 км и его стоимость.

грузовик

Факторы, влияющие на расход топлива

Чтобы не просто проводить расчеты, а взять расход топлива под контроль, нужно учитывать факторы, влияющие на состояние грузовика. Их очень много, но 90 % влияния обусловлено следующими моментами:

При наличии таких проблем рассчитывать расход топлива не имеет смысла – грузовик будет его потреблять в объемах, которые трудно планировать и контролировать. Поэтому сначала – осмотр, диагностика и ремонт автотранспорта, и только потом его эксплуатация по всем правилам.

Способы оптимизации расхода топлива

Желание экономно потреблять горючее разумно во всех отношениях, включая экологическое. Чтобы расход топлива был под контролем, необходимо придерживаться правил обращения с грузовиком:

Кроме того, очень важно применять качественные технические масла – они способствуют снижению расхода топлива, и в целом его потребление грузовиком станет легче контролировать. Старайтесь заправляться на проверенных станциях и отдавать машину на обслуживание в надежные сервисы. Очень важно незамедлительно реагировать на оповещения об ошибках, выдаваемые электронной системой управления. И, конечно, стараться устанавливать качественное оборудование и механизмы. Расчет расхода не всегда оправдается, грузовик может по каким-то непредвиденным причинам сжечь больше топлива, однако в целом за год вы ощутите эффект от контроля.